Вы приходите в булочную и спрашиваете кило хлеба. Правильнее было бы говорить: “один килограмм”, но продавцы вас отлично понимают, хотя слово “кило” является ведь еще частью слова “километр”. Километр, как известно, – это тысяча метров, килограмм – это тысяча граммов. В другом магазине вы покупаете 300 г колбасы, 200 г конфет.

      Откуда взялись эти меры – грамм и килограмм? Мало кто вспоминает или даже знает, что такие продукты, как хлеб, мясо, сахар, картошку, крупу, творог, продают нам по весу воды! Разве не так? Посмотрите на рисунок 5 (2), где дана развертка кубического сосуда. Если вы сделаете такой кубический сосудик так, чтобы каждая из пяти его сторон (бока и дно) равнялась одному квадратному сантиметру, то объем налитой в него до краев воды равнялся бы одному кубическому сантиметру. А вес одного кубического сантиметра (воды) и назвали одним граммом. Если другой куб вы сделаете такой величины, что каждая линия (ребро куба) будет по 10 см, то вместимость его будет иметь тысячу кубических сантиметров. Такое количество жидкости называется одним литром. На литры продают керосин и молоко. Вес одного литра чистой воды, тысячу граммов, назвали килограммом. Вот откуда взялись такие привычные нам меры веса.

      Испытаем тяжесть воды.

      Возьмите два стакана. Налейте в один из них полстакана воды. Медленно лейте воду из одного стакана в другой. Вода вследстствие своей тяжести падает вниз. Вы получили крохотную модель водопада. Посмотрите, как в нижнем стакане поднимается уровень воды. Это наблюдение пригодится вам, если вы будете делать модель водопровода.

      Текучесть и тяжесть водыТеперь возьмите листок из рисовальной тетради. Отрежьте половину его вдоль и согните желобом. Держите его наклонно, чтобы нижний конец был над пустым стаканом, а из другого стакана медленно лейте воду в верхний конец желоба. Теперь вы получили модель реки. Желоб – это ее русло. Верхний конец его – это верховья реки, ее исток. Верхний стакан – дождь, питающий водою истоки реки. Нижний стакан-озеро или море, куда впадает река. Чтобы было больше сходства с озером, возьмите вместо нижнего стакана тарелку или ванночку, если она у вас уже сделана. Нижний край желоба – это устье реки.

      Вы занимаетесь как будто игрушками, но эти игрушки многому учат. Вы видите, что вода течет по наклонному руслу.

      Сделайте желоб немного сложнее (Рисунок 8).