Зная устройство цилиндра и золотниковой коробки, вы легко поймете, что изображено на рисунке, где наверху дан общий вид машины, а внизу – ее план с указанием размеров. Подставкой служит ящик, перевернутый вверх дном. В дне сделан вырез, в который уходит часть колеса, чтобы не очень высоко поднимать цилиндр: ведь поршень должен быть на одной высоте с осью колеса. Всё-таки цилиндр и его коробка, как вы видите, поставлены на ступеньку. Шток (стержень) цилиндра и тяга золотника ходят по прямой линии, а при вращении колеса концы их должны двигаться еще и вверх и вниз. Поэтому палка от поршня до колеса состоит из двух частей: штока и шатуна; в цилиндре – шток, у колеса – шатун, который соединен со штоком. Такой же шатун имеется и у тяги золотника. Для изготовления шатуна лучше всего отрезать узкие полоски жести с расширениями на концах, где гвоздем пробивают по одной дырочке. А шток и тягу лучше сделать не из лучинки, а из прямого кусочка проволоки, которую в месте соединения с шатуном надо загнуть под прямым углом, вставить в отверстие на шатуне и загнуть еще раз. Еще надо обратить внимание, что концы шатунов прикрепляют не прямо к колесу, а к насаженным на ось колеса кривошипам. То, что мы называем у мясорубки или кофейной мельницы ручкой, в механике называется: “кривошип”. У нашей модели вместо ручек лучше надеть на концы оси кружки, отрезанные от широкой пробки, и в них вколоть гвоздики, прикрепляющие концы шатунов. Не сразу удастся сделать так, чтобы поперечники тех кругов, которые описывают концы шатунов, соответствовали путям, которые проходят поршень и золотник. Пробковые круги хороши тем, что гвоздики можно переставить и добиться точного соответствия.

      Показывая работу машины, надо вертеть колесо не за обод его, а шатуном от цилиндра, будто это толкает не ваша рука, а давит пар на поршень цилиндра.