Сделайте еще лодочку. Необходимо приделать к ней киль. Килем называется гребень под судном, идущий продольно во всю его длину. В пробке или дощечке надо сделать внизу надрез и вставить в него дощечку из тонкой лучинки, а еще лучше – полоску жести (см. рис. 35, 2). Жесть даст и остойчивость судну. На эту лодочку сделайте парус, как показано на рисунке. Спустите на воду эту лодочку. Подуйте на парус не с кормы, а сбоку в борт, как показывает нижняя стрелка (2). Парус при этом должен стоять наискось, как на рисунке. Вы увидите, что лодочка поплывет не по направлению ветра, а поперек его направления. Почему так происходит, вы объясните, если снова разберете рисунок 18. Ставьте парус под разным углом, то почти вдоль судна, то почти поперек его и вы, производя ветер в борт лодочки, увидите, что направление ее движения будет меняться: то больше по ветру, то “круче к ветру”. Вот так и управляют парусами, плывя, куда угодно, лишь бы был ветер. Помогает при этом еще и руль.

      Летом, если в вашей местности есть озеро, пруд или река с медленным течением, займитесь парусно-модельным спортом. Это хорошая подготовка будущих яхтсменов.

ботик      Сделайте, например, такой ботик, как на рисунке 36. Это модель рыбачьего бота с одним кливером (треугольный носовой парус) и косым гротом. Легче и скорее сделать “шпринтовый” парус, как на том же рисунке (2). Шкот (веревочка, идущая от угла паруса) крепят наматыванием на два гвоздика (кнехты) то к правому борту, то к левому, с меньшим или большим натяжением. ботикВ сторону этого же борта поворачивается и руль. Руль должен сидеть в гнезде туго: как вы его повернете, так он и должен оставаться при ходе судна. Ветер должен дуть от того берега, с которого вы пускаете свой парусник. Давая сочетание поворота руля и угла, под которым стоят паруса, вы добьетесь того, что ботик опишет широкую дугу и придет опять к вашему берегу. Еще послушнее вашим заданиям будет модель двухмачтовой шхуны (3).

      Так использование силы ветра создало очень сложную технику управления парусами.