Бумага стенок мешка тонка, она легко рвется. Но бывают резиновые подушки, надуваемые воздухом. Пассажир вынимает резиновый мешок, надувает его воздухом и завинчивает отверстие мешка. Получается упругая подушка. Пассажир спит, положив голову на эту подушку, а готовясь к выходу из вагона, вывинчивает пробку, сдавливает стенки мешка и выжимает воздух.

      Может быть, дома у вас есть резиновая грелка. Попробуйте надуть ее воздухом и завинтить пробку.

      Вы хорошо знаете упругость резинового мяча. Можно думать, что его упругость зависит от резины, которая ведь тоже упруга. Но на самом деле эта упругость зависит от воздуха, заключенного в мячике.

      Особенно важна эта упругость воздуха в резиновых шинах велосипедов и автомобилей. Машина катится спокойно, без тряски, воздух в шинах пружинит и смягчает толчки. Он надежно закупорен внутри шины.

      Воздух можно сжать, но он стремится расшириться до прежнего объема. Паровая машина могла бы работать сжатым воздухом, как паром. И оказывается, цилиндры с поршнем, как у паровой машины, в некоторых случаях работают сжатым воздухом.

      Такие цилиндры имеются у воздушных тормозов на железнодорожных и трамвайных вагонах. Большой черный цилиндрический котел приделан под вагоном. Сжатый воздух из него, когда надо, переходит в цилиндрики, давит на их поршни; они своими штоками давят на колодки, которые нажимают на колеса, и колеса останавливаются.

      Этим воздухом управлять может паровозный машинист из своей будки. Если поезд очень разогнался перед станцией и паровоз не может сдержать напора вагонов, машинист поворачивает воздушный кран – и поезд останавливается. Во всех вагонах вы, наверное, видели ярко-красные краны. Ими можно остановить огромный быстро идущий поезд. Эту невероятную силу проявил воздух, который окружает нас и который мы обычно вовсе не замечаем.

      Машины и приборы, действующие воздухом, называются пневматическими. Есть даже пневматическая почта. Такая почта, например, устроена на Московском главном телеграфе, в Ленинградском почтамте и в некоторых других местах. По прямолинейным направлениям проложены трубы, соединенные с большим резервуаром сжатого воздуха. Письма свертывают в трубку, вкладывают в металлическую гильзу, которую вставляют в трубу; открывают кран для входа в трубу сжатого воздуха – и гильза, как поршень, скользящая в трубе, мгновенно проносится по ней из конца в конец.